Научно-методическая копилка кафедры

Дополнительное психологическое образование как возможность предупреждения профессиональных деструкций педагогов
В контексте социально-психологической профилактики профессионально-обусловленных деструкций личности педагога проблема инновационной педагогической деятельности в ракурсе дополнительного психологического образования приобретает особенную актуальность и важность.
Это обусловлено тем, что, получая дополнительную психологическую специальность, специалист любого квалификационного уровня получает нечто большее, чем просто вторая психологическая профессия. Специалист, получивший дополнительное психологическое образование получает систему знаний, помогающих самостоятельно осуществлять как профессиональную, так и личностную самооптимизацию с целью успешного выполнения различных профессиональных и социальных функций в процессе повседневной жизнедеятельности. В этой связи необходимо отметить, что в Донецком Республиканском институте дополнительного педагогического образования проводится огромная работа по предоставлению широкого спектра дополнительных образовательных возможностей всем категориям педагогических работников с целью профилактики возможных профессиональных деструкций средствами расширения своего квалификационного и профессионального диапазона.
Так, кафедрой менеджмента образования и психологии (заведующая кафедрой канд.психол. наук, доцент Некрасова И.Н.) совместно с деканатом повышения квалификации Донецкого РИДПО (декан канд.пед.наук, доцент Чернышева Е.Г.) ежегодно проводится компания вступительных и отборочных мероприятий по комплектации групп слушателей второго высшего дополнительного психологического образования.
Слушателями второго высшего дополнительного психологического образования могут стать специалисты, имеющие различное базовое образование, в соответствии с чем они будут зачислены на обучение для получения психологической специальности, дающей право работать как психологом в системе образования Республики, так и занимать различные должности в сфере специально-психологической профессии: психологии МЧС и МВД, психологическая служба регулярных военных подразделений, психологи в сфере маркетинга и развития бизнеса. При необходимости оказывается помощь в подтверждении полученного диплома в РФ.
Обучение носит гибкий характер, учитываются интересы каждого слушателя, преподавание предметов осуществляется силами высоко квалифицированного профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры с привлечением специалистов высокого уровня из других профильных ВУЗов Республики. Преподаватели — доктора и кандидаты психологических и педагогических, медицинских наук, адъюнкты, специалисты в сфере государственного управления, практикующие тренеры всегда рады оказать квалифицированную учебную и методическую помощь слушателям нашего факультета дополнительного психологического образования.
По всем интересующим вопросам всегда можно получить консультативную помощь на кафедре менеджмента образования и психологии по адресу ул.Артема 129-А, 2 этаж, кабинет № 214. Необходимо помнить, что постоянно обновляя педагогическую практику за счет расширения собственного инновационного диапазона, педагог стимулирует развитие собственных творческих способностей и личностных профессионально важных качеств. Профессиональные инновации — ключ к профессиональному долголетию!

Профессиональное здоровье педагогов - главнейшая задача психологической оптимизации работы педагогического коллектива образовательной организации
Успешная реализация задач и перспективных планов в работе любой образовательной организации всегда является результатом эффективной управленческой стратегии, продуманного и психологически верного подхода к кадровой работе.
Неспособность руководителя педагогического коллектива заинтересовать педагога в выполнении поставленных производственных задач способно привести к краху всей педагогической и административной работы. Поэтому, успешный менеджмент в образовании это, прежде всего, сложная система работы руководителя с педагогическими кадрами, это своеобразное искусство достижения результата посредством гармоничного взаимодействия не только с педагогическим коллективом школы, но и с самими детьми и их родителями.
Как известно, эффективная стимуляция педагогического труда находится в прямой зависимости от степени мотивированности самого педагога, его моральной зрелости, личностной целостности и психического благополучия.
Мотивация профессиональной деятельности признается многими специалистами в области психологии образовательного менеджмента как важнейшая составляющая организации результативного педагогического труда. Мотивация труда и высокая субъективная удовлетворенность педагогов своей работой – стрежневые компоненты всей психологии успешной педагогической деятельности.
Так, правильная и сильная мотивация педагогического труда может скомпенсировать другие недостатки образовательного менеджмента в школе, сгладить межличностные конфликты, сплотить и эффективно направить педагогический коллектив на решение актуальных задач. Однако, недостаточную мотивацию труда практически невозможно чем-либо скомпенсировать. Однако, анализ работы успешных образовательных организаций показывает, что мотивация не является единственным компонентом поддержания стабильного интереса педагога к своей работе. Мотивация, скорее, важное условие начала педагогической деятельности.
Кроме мотивов и ценностных ориентаций педагога, педагогические психологи выделяют такие характеристики личности педагога как его реальное трудовое поведение, профессиональная рефлексия, субъективная удовлетворенность своим трудом, стрессоустойчивость.
Кроме того, необходимо учитывать, что глобализационные процессы в образовании приводят к тому, что все большее число педагогических сотрудников работает по краткосрочным контрактам (чаще трехлетним), что также снижает субъективную заинтересованность в результатах труда. Да и сама психология педагогических работников за период рыночных отношений значительно изменилась: педагоги становятся более мобильными в профессиональном отношении, не стесняются поднимать вопросы квалификационного роста и материальной оплаты своего труда. Педагогическая технология как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков все больше приобретает черты капитала, который не только имеет свою рыночную стоимость на рынке образовательных услуг отрасли, но и который можно выгодно вложить в личностный и профессиональный рост самого педагога.
Отметим, что кроме сложной внутренней мотивационной структуры эффективность педагогического труда во многом также определяется и знанием специфики самой педагогической работы в различных отраслях образования. Поэтому, все большую значимость приобретает психология педагогического труда как инструмент оптимизации и отладки эффективности педагогической деятельности.
Именно поэтому в предстоящем полугодии 2016-2016 уч. года сотрудниками кафедры менеджмента образования и психологии Донецкого РИДПО проводится работа по созданию постоянно действующей системы проведения корпоративных тренингов для педагогического коллектива как самого института, так и всех желающих педагогов, кто заинтересован в профессиональном долголетии и собственном профессиональном благополучии.
Тренинговая работа является гармоничным продолжением созданной сотрудниками кафедры на протяжении последнего ряда лет Концептуальной модели комплексной программы сохранения и восстановления психологического здоровья педагогических кадров. Над созданием данной модели работали как научные сотрудники кафедры, так и все неравнодушные к решению проблемы профилактики профессиональных деструкций психологи-практики на местах, сотрудники психологических служб районных и городских отделов образования.
Тренинги ориентированы на стимулирование и поддержание эффективной педагогической работы применительно к таким сложным и наиболее характерным для современных образовательных систем направлениям педагогической деятельности как:
Психологическая устойчивость и работа в условиях внедрения инновационных проектов и инновационных форм деятельности, нормативного и методического обновления;
Оптимизация педагогического труда в рамках инклюзивных образовательных пространств;
Развитие профессиональной толерантности и формирование психологической устойчивости педагога в работе со сложным в психологическом и медицинском отношении контингентом учащихся из групп «социального риска» (дети с особыми образовательными потребностями, учащиеся с социально анормальным и делинквентным поведением, дети-сироты и пр.);
Профилактика нервных стрессов и перегрузок как условие профессиональной стабильности в работе педагога
Оптимизация педагогического труда в этом отношении представляет собой сложное многофакторное воздействие на личность педагога как со стороны школьного психолога, коллег по педагогическому коллективу и администрации школы, так и со стороны самого «выгоревшего» педагога (психологическая самооптимизация).
Рассмотрению этих важных вопросов и возможностей организации антикризисного поведения педагога в условиях профессионального «выгорания» посвящены не только серии тренинговых занятий, которые проводят с педагогами в рамках курсовой и межкурсовой подготовки педагоги кафедры со слушателями, но и разделы будущей коллективной монографии "Психология педагогического труда" с международным участием представителей кафедры гендера и социальной психологии Азербайджанского государственного университета: кандидата психологических наук г-жи Нагиевой Вафы Гейсер кизи, аспиранта кафедры г-жи Кулиевой Джамили Ариф кизи.
Отметим, что опыт подобного международного сотрудничества для кафедры менеджмента образования и психологии Донецкого РИДПО не новый. На протяжении уже почти двух лет, начиная с 2014 года, коллектив кафедры гендера и социальной психологии активно сотрудничает, поддерживает и обменивается творческими идеями, планами и прикладными разработками с кафедрой менеджмента образования и психологии Донецкого РИДПО, участвует на правах приглашенных в проведении электронных международных конференций как на базе Донецкого РИДПО, так и на базе ДонНУ, что свидетельствует о международном признании и непосредственном научном интересе наших зарубежных партнеров к системе образования в нашей Республике.

Управление личным временем или тайм-менеджмент педагога
Настало время, когда каждому специалисту необходимо учиться тайм-менеджменту. Прежде всего, этому нужно учиться педагогам. Во-первых, потому что умение управлять своим временем — это путь к профессиональной и личностной успешности учителей и воспитателей (само слово «успех» связано со словом «успевать»), учитывая их высокую занятость. Во-вторых, потому что успех — это мощный стимул и пусковой механизм непрерывного саморазвития и самосовершенствования, без которых не может состояться педагог информационного общества. И наконец, потому что успех обучающемуся и всей системе образования в целом сможет обеспечить только успешный учитель.
Именно образовательные организации и педагоги могут распространить «бациллу» тайм-менеджмента (выражение принадлежит Глебу Архангельскому) среди детей и их родителей, помогая всему обществу «вписаться» в новое качество жизни. Как белка в колесе — лучше, пожалуй, и не скажешь. Именно такое сравнение больше всего подходит для преподавателя, причем находящегося не непременно непосредственно в здании учебного заведения. Недавнее исследование австралийских ученых показало, что среднестатистический школьный учитель принимает более 1500 образовательных решений в течение каждого рабочего дня (либо четырех — в минуту, если взять продолжительность занятий равной шести часам). Отсюда и председатель кругом, и непреодолимое желание растянуть сутки еще хотя бы на пару часов. Последнее до этого момента точно никому НЕ удавалось и вряд ли когда-либо удастся. Поэтому нужно учиться контролировать время. Иначе существует угроза оказаться жертвой его диктаторской власти.
Необходимо следовать правилам:
«Чемодан в дорогу».
Позитивное начала дня.
Начинать рабочий день в одно и то же время.
Перепроверять план дня.
Составить список приоритетных дел.
Разбить цель на небольшие, быстро осуществимые задачи.
Планируя свой день, 40% времени оставлять на непредвиденные дела.
Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний.
Выполнение работы начинать с ключевых задач.
Уделить время подготовительной работе.
Разбивать работу на несколько этапов.
Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип.
Находить время для отдыха и здоровья.
Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов.
Избегать незапланированных импульсивных действий.
Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные, и работать за чистым столом.
Контроль за результатами и самоконтроль.
Составлять план на следующий день.
Поощрять себя за выполнение большой и важной работы.
Домой – с хорошим настроением.

Все для педагога-психолога
Одной из неизбежных проблем перехода на новые государственные стандарты является проблема стандартизации и унификации процесса и результатов профессиональной деятельности. Для психологических служб в нашей системе образования эта проблема в настоящее время находится в стадии активной разработки, что, однако, не отменяет необходимости рационального методического обеспечения и документирования уже сейчас.
В данной связи предлагаем педагогам-психологам образовательных организаций ознакомиться с разделом «Всё для педагога-психолога» на профильном сайте «Школьный психолог». В настоящее время раздел включает следующие материалы:
Технологические приемы реализации основы стадий педагогического общения.
Интервью как метод исследования.
Исследование мотивации учебной деятельности учащихся.
Отчет о проделанной работе педагога-психолога.
Электронный журнал для школьных психологов.
Карта-характеристика личности подростка.
Поведенческий портрет личности.
Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Причины и последствия девиантного поведения.
Журнал психолога.
Ошибки педагога-психолога.
План работы практического психолога.
Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога.
С полным содержанием раздела можно ознакомиться по следующей ссылке:
http://psyline.su/load/dokumentacija_psikhologa/raspisanie_psikhologa/16-1

Методы коррекции экзаменационного стресса
Окончание учебного года – традиционно радостный и ответственный период в жизни школы и школьников. Предстоящие каникулы обещают отдых и удовольствия, но для части школьников этому предшествует серьёзное испытание не только знаний, но и психики – сдача экзаменов.
Существенную роль в успешном преодолении этого испытания играет грамотная работа школьной психологической службы по предотвращению и купированию экзаменационного стресса у школьников.
Доктор психологических наук Ю.В.Щербатых констатирует: «В настоящее время существует достаточно много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой стороны, — реальным условиям, существующим в данном месте и данное время».
Предлагаем вам ознакомиться с полным авторским изложением и анализом наиболее действенных из этих методов применительно к проблеме коррекции экзаменационного стресса.
Материал находится по ссылке:
http://www.no-stress.ru/stress/stress_science/test_stress_correction.html

Педагогам-психологам на заметку: позитивное мышление и другие жизненно необходимые вещи 
Окончание учебного года – особое время в жизни педагогического коллектива, когда у педагогов и психологов образовательной организации вполне может найтись время для плодотворного сотрудничества во благо себе и своему профессионализму. 
Одним из проверенных временем действенных инструментов самосовершенствования и самопомощи, который может предложить педагогам психология, является навык позитивного мышления. Многочисленные научные исследования показывают, что самочувствие человека во многом зависит от его мышления, а мысли способны материализоваться. Негативные мысли, как минимум, ухудшают качество жизни человека, а по некоторым предположениям, способны даже привлекать к нему те неприятности, о которых он постоянно думает. Таким образом, изменив мышление, мы можем улучшить свое здоровье.
Кроме того, от направления мышления зависит развитие личности, деловой успех и гармония с самим собой и окружающими людьми.
Суть позитивного мышления заключается не в том, чтобы не замечать негатива. Оно помогает быстро сориентироваться в своих возможностях и действовать конструктивно.
Процесс изменения мышления длительный, над собой нужно работать каждый день. Зато в один прекрасный момент мы осознаем, что наше мышление позитивное и легко отгоняем нежелательные мысли, как только они появились.
Запустить этот жизненно важный и профессионально полезный процесс у всех желающих членов педагогического коллектива мы предлагаем педагогам-психологам уже сейчас.
Разработку тренингового занятия по данной проблеме можно найти по следующей ссылке:
http://pedportal.net/starshie-klassy/psihologiya/quot-pozitivnoe-myshlenie-quot-treningovoe-zanyatie-dlya-pedagogov-roditeley-ili-starsheklassnikov-251656
Кроме того, данный ресурс содержит массу других полезных разработок для повседневной профессиональной практики педагога-психолога.

Программа деятельности педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере
Полноценная работа пришкольных и оздоровительных лагерей зависит от профессионализма и подготовленности всех категорий педагогических работников, традиционно задействованных в организации летнего отдыха и оздоровления школьников.
Неотъемлемой составляющей деятельности современного летнего лагеря является психологическое сопровождение всех аспектов его работы. Это закономерно, ведь в летнем лагере продолжается образовательный процесс, пусть в иных условиях и иными средствами, нежели в школе. Более того, в летнем лагере на первый план выступает воспитательный аспект этого процесса, а значит, и аспект конструктивного формирования личности школьника.
Задачи психологического сопровождения работы летнего оздоровительного лагеря могут быть описаны следующим образом:
Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.
Осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих летний оздоровительный лагерь (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно ориентированной терапии.
Проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса (воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги) с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности.
Развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

И разумеется, как всякая системно организованная деятельность, психологическое сопровождение работы летнего оздоровительного лагеря нуждается в грамотно построенной программе. С качественным образцом подобной программы можно ознакомиться по следующей ссылке: http://festival.1september.ru/articles/520607/
18 ноября 2015 года прошло итоговое 9-е заседание кафедры менеджмента образования и психологии
Заседание было посвящено следующим вопросам:
Доклад-презентация информационно-библиотечного центра о пополнении фондов электронной библиотеки института
Подведение итогов: отчет кафедры и ее структурных подразделений о работе за 2015г.
Отчет по итогам проведения республиканского конкурса проектов по патриотическому воспитанию школьников.
Экспериментальная и научно-исследовательская деятельность работников кафедры
Просмотреть отчет о проделанной работе можно ниже:
https://drive.google.com/drive/u/0/folders/0BzBN8AeQ4v99a1dPcDk2cU9pQTg

Комментариев нет:

Отправить комментарий